АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ

Содержание деятельности методических служб (МЕТОДИЧЕСКИХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ) в образовательных учреждениях, а также в методических центрах или кабинетах определяется социальным заказом на основе инновационных преобразований, происходящих в системе образования. Одним из нововведений, повлекших за собой модернизацию методической службы на всех ее уровнях, явился Порядок аттестации педагогических работников (Приказ Минобрнауки РФ № 209 от 2010 г.).

 Новый порядок предусматривает всестороннюю оценку основных направлений деятельности педагога:

- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

- продуктивность и эффективность методической деятельности;

- продуктивность и эффективность образовательной деятельности.

Успешная реализация педагогом указанных направлений является показателем высокой степени сформированности его профессиональной компетентности, определяющей ту или иную квалификационную категорию. При этом важно отметить, что конечной целью аттестации является не столько оценка уровня квалификации педагога, сколько его личностный и профессиональный рост.

Это накладывает особую ответственность на деятельность методической службы, которая сегодня оценивается через призму эффективной подготовки педагога к предстоящей аттестации.

Принципиальное отличие деятельности современной методической службы  заключается в ее направленности на сопровождение педагога, под которым мы понимаем комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в подготовке к предстоящей аттестации. Выделив процесс сопровождения как центрообразующий, мы не противоречим уже сложившейся системе аттестации, но расширяем ее, систематизируем и одновременно делаем максимально субъектноориентированной. Профессиональный рост педагога можно представить, как последовательную совокупность осваиваемых им индивидуальных маршрутов, каждый из которых выступает в качестве витка спирали, его восходящего личностного и профессионального развития.

 Вышесказанное еще раз подчеркивает принципиальное отличие предлагаемого нами содержания деятельности методической службы от сложившейся практики, которая сводилась, в основном, к консультированию по запросу.

 Предлагаемая система состоит из взаимосвязанных компонентов: планирование цели (предполагаемый результат), постановка задач; принципы организации и содержание методической деятельности; организационные формы и методы (табл. 1.).

Основой данной системы являются функциональные компоненты – диагностико-аналитический, информационный, организационно-методический, учебно-методический, психолого-педагогический и консультативный.

 Система деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников

 

Цель: обеспечение всестороннего содействия педагогу в построении и реализации индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации.

Принципы: гуманизации,

рефлексии, индивидуализации, вариативности, добровольности, систематичности и последовательности

 

Педагогические подходы:

деятельностный, ситуативный, личностно-ориентированный и системный

Компоненты/направления

 

Диагностическо-аналитический

Информационный

Организационно-методический

Учебно-методический

Психолого-педагогический

Консультационный

Задачи

  Изучение результатов деятельности педагогов с их последующим анализом и определением образовательных потребностей

 

Формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей порядка аттестации

 Обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации

 Обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах

 

Сохранение психологического ком­форта педагога при подготовке к предстоящей аттестации

 

Оказание консультативной по­мощи педагогическому работнику по вопросам подготовки к аттестации

 

Содержание

  Диагностика потребностей аттестуемого педагога;

 

анализ полученных данных,  их обобщение и систематизация с фиксацией типичных затруднений в развитии;

 

проектирование индивидуального  маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации

 Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) по вопросу подготовки к аттестации;

 ведение на сайте постоянной рубрики, посвященной аттестации;

 публикация материалов по данной  тематике;

 ведение постоянно обновляемого стенда

 Планирование и организация курсовой подготовки,

 

планирование и организация диссеминации инновационного опыта, а также представление передового педагогического опыта на различных методических мероприятиях;

 

экспертиза программно-методической продукции педагога;

 

оказание помощи при оформлении аттестационного портфолио

 

Проведение курсов повышения квалификации, циклов проблемных обучающих семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, круглых столов  по различным аспектам подготовки педагога к предстоящей аттестации

 

Оказание помощи  аттестуемому педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем;

 

мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение  проблем;

 

коррекция нарушений личностных дисгармоний

 

Проведение разъяснительной работы по всем направлениям сопровождения аттестации в форме

индивидуальных и групповых консультаций

Формы и методы

  

Мониторинговые исследования, включающие:

 

- наблюдение;

 

- опрос;

 

- беседа;

 

- тестирование;

 

- анкетирование;

 

- самоанализ

 

Отбор, редактирование, рецензирование и презентация материалов информационно-методического содержания по вопросам аттестации

 

Диагностические, прогностические, стимулирующие (деятельностно-практические) методы

 

Решение ситуативных задач; имитационный, проблемно-поисковый, групповой работы и др.

 

Групповая дискуссия;

 

разбор педагогических ситуаций;

Беседа, убеждение, активное слушание, анализ жизненных ситуаций,  моделирование и др.

 

Результат: педагог, всесторонне подготовленный к предстоящей аттестации

Методист (руководитель  МО), осуществляющий сопровождение педагога при подготовке к  аттестации, помогает ему в самопознании и объективной самооценке, в определении путей личностного и профессионального развития, в поиске ответов на вопросы: что, когда и как предстоит сделать.

Непременным условием эффективности сопровождения аттестации педагогических работников является ее системность. Обеспечение данного условия осуществляется посредством реализации системного подхода, который предполагает обязательную реализацию всех компонентов системы (диагностико-аналитического, информационного, организационно-методического, учебно-методического, психолого-педагогического и консультативного), связанных между собой и обеспечивающих в своем единстве достижение поставленной цели – успешную подготовку педагога к предстоящей аттестации.

Процедура ежегодной очередной и внеочередной аттестации педагогических работников была традиционно направлена, прежде всего, на повышение и совершенствование педагогического мастерства аттестуемых.