![]() |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие» |
Получить психологическую помощь можно в центре "Развитие"
тел. +7(812)271-6977, Адрес: ул. Очаковская, дом 2а, Сайт центра: http://www.razvitie.edusite.ru/ |
Педагог-психолог ОУ Башович Анна Кирилловна |
Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность.
Основная цель психологической подготовки учеников к ОГЭ, ЕГЭ – ознакомление выпускников с процедурой ГИА, формирование у них адекватного реалистичного мнения о государственной итоговой аттестации и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ГИА и относящихся к так называемым, группам риска.
в сложный период подготовки и сдачи?
1. Владением информации о процессе проведения экзамена.
ü Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
ü Создайте в семье комфортную, доверительную атмосферу.
ü Старайтесь в момент подготовки к экзаменам не посвящать ребёнка в семейные проблемы.
ü Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов, тихая, спокойная.
ü Организуй правильно рабочее пространство школьника. Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
ü Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
ü Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
ü Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
ü Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
ü Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
Мозг
человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий
потребляемых нами в день «съедает» мозг
Лучшему запоминанию способствует – морковь
От напряжения и усталости хорошее средство – лук
Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)
Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
От нервозности вас избавит – капуста
Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.
Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:
Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание, по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
Рекомендуемая литература:
Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», М., Генезис, 2009
Козлов Н.И. «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998
Дорис Вольф, Рольф Меркле; «Как преодолеть страх перед экзаменами: Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов» / Пер. с нем. и науч. ред. Г. В. Залевского; Рос. акад. образования; Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, 2000
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005
Письмо Рособрнадзора "Об организации психологической помощи при подготовке к государственной итоговой аттестации в школах" (от 29.01.2015 № 10-30)