Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие»

Получить психологическую помощь можно в центре "Развитие"

 

тел. +7(812)271-6977,

Адрес: ул. Очаковская, дом 2а,

Сайт центра: http://www.razvitie.edusite.ru/

   

Педагог-психолог ОУ Башович Анна Кирилловна

 

 

Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены.

 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность.

Основная цель психологической подготовки учеников к ОГЭ, ЕГЭ – ознакомление выпускников с процедурой ГИА, формирование у них адекватного реалистичного мнения о государственной итоговой аттестации и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке к сдаче ГИА и относящихся к так называемым, группам риска.

 

Чем родители могут помочь своему ребенку

в сложный период подготовки и сдачи?

 

1.      Владением информации о процессе проведения экзамена.

  1. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.

ü       Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.

ü       Создайте в семье комфортную, доверительную атмосферу.

ü        Старайтесь в момент подготовки к экзаменам не посвящать ребёнка в семейные проблемы.

ü       Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов, тихая, спокойная.

ü       Организуй правильно  рабочее пространство школьника. Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

  1. Участием в подготовке к экзаменам:

ü       Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

ü       Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.

ü       Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

  1. Организацией режима (именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.

ü       Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

ü       Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

 

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют  - орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его.   Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

  

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

— сядь удобно,

— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

— задержка дыхания (2–3 секунды).

8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание, по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

 

Поведение во время устного ответа

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

                                                   

Рекомендуемая литература:

  1. Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», М., Генезис, 2009

  2. Козлов Н.И. «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998

  3.  Дорис Вольф, Рольф Меркле; «Как преодолеть страх перед экзаменами: Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов» / Пер. с нем. и науч. ред. Г. В. Залевского; Рос. акад. образования; Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, 2000

  4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004

  5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005

 

Нормативные документы

         Письмо Рособрнадзора "Об организации психологической помощи при подготовке к государственной итоговой аттестации в школах" (от 29.01.2015 № 10-30)