* * *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

 

А. Твардовский

Великая отечественная война 1941-1945 - освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников. Ленинград попал в кольцо блокады и оказался изолирован. Блокада длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Но даже в такое страшное время 321 школа была одной из тех школ, которые почти не прерывали занятий.

В 321 школе бережно хранится память о людях, которые получили образование в ее стенах, о преподавателях - известнейших ученых, педагогах, военных, религиозных деятелях, музыкантах, писателях и художниках.

История школы

Традиции, сохраненные через века.

  • 1817

    Благородный Пансион

    Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия — одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. Основано в 1817 году под наименованием Благородный Пансион по указу Александра I. После упразднения Лицейского Благородного пансиона ставший правопреемником его в 1830—1831 гг. пансион преобразован в Первую Санкт-Петербургскую гимназию.

  • 1914-1918

    Петроградская первая мужская гимназия
    Военный лазарет.

    В 1914 году, в связи с переименованием Северной столицы, гимназия получила новое название — Петроградская первая мужская. С июня 1915 года часть здания гимназии занял военный лазарет, поэтому занятия приходилось вести в две смены, а часть классов даже перевели заниматься в здания других учебных заведений города. Военный лазарет размещался в 1-й Петроградской мужской гимназии до осени 1917 года. Но с осени 1917 года нормальному учебному процессу в историческом здании гимназии мешали обосновавшиеся в нём всевозможные делегации революционных политических организаций, прибывавшие на съезды в Петроград. С февраля по март 1918 года в Первой гимназии размещалась боевая дружина левых эсеров, а затем — сводно-эвакуационный лазарет Красной армии. Последний гимназический выпуск состоялся в марте 1918 года. В сентябре того же года гимназия прекратила своё существование, здание перешло в ведомство Комиссариата народного просвещения. На базе бывшей Первой гимназии создаётся советская единая трудовая школа № 52.

  • 1941-1945

    Работа школы в блокаду

    В период Великой отечественной войны занятия в школе начались в 1941 году позже, чем в довоенное время - с 30 октября - нужно было подготовить помещения для учёбы в условиях постоянных обстрелов и бомбёжек. Есть сведения даже о том, что учёба началась только в мае.

  • Воспоминания ленинградского журналиста Германа Попова, бывшего ученика школы.

    Воспоминания ленинградского журналиста Германа Попова, бывшего ученика школы, в какой-то степени воссоздающие обстановку в которой проходила учёба детей в блокадные годы: «Непривычно начинать учебный год в мае, но в блокадном 1942-м было именно так. Я оказался в третьем "А" классе школы №321, бывшей Первой петербургской гимназии. Уроков было немного. Мы подолгу, порой часами сидели в классе или в приспособленном под столовую физкультурном зале, ожидая, когда на тележке с железными ободьями на колесах в школу привезут баки с похлебкой, кашей и чаем. Еду готовили в столовой на углу Загородного проспекта и переулка Джамбула, где теперь ресторан "Тройка". По пути все остывало: в начале мая было очень холодно. Однажды в таком ожидании мы просидели в классе до 17.30, а обеда все не было. Объявили тревогу, и учительница Нина Романовна повела нас в бомбоубежище. Оно было затоплено водой, и мы укрылись под аркой ворот. Запоздавший обед состоял из маленькой порции каши с сарделькой и пол кружки компота. Назавтра после позднего завтрака третьеклассников отпустили домой до 16.30. Как назло в начале пятого начался дикий обстрел нашего района. Два раза снаряды ухнули так, что в нашей квартире чуть не вылетели стекла. Питание в школьной столовой чуть-чуть улучшилось, но мы с одноклассниками хотели съездить куда-нибудь на окраину, собрать щавеля и крапивы, чтобы щи сварить. Так и не выбрались. ..

  • Помощь фронту.

    В конце мая Нина Романовна обратилась к классу: "Ребята! Чтобы у Красной Армии было больше танков, пушек, пулеметов, надо много металла. Приносите в школу ненужные кастрюли, чайники, тазы, ведра. Кто больше, тот молодец". Я долго не раздумывал. Раз нашей армии необходим металл, нужно принести что-то потяжелее, чем кастрюля с дном, как решето. В кухонном комоде лежал мешочек со старинными монетами. Их собирал мой дед Николай Иванович… Я взвесил монеты на безмене. Восемь фунтов, то есть три с лишним килограмма… Школьный двор был завален металлоломом. Положив мешочек с краю, я поспешил в класс. Перед уроком учительница похвалила нас. Много лет спустя я рассказал друзьям о тех монетах. Они удивились, дескать, зря ты пожертвовал такую коллекцию. А я не жалею».

В 2013 году силами детей и учителей возобновил работу музей истории школы.

 

Все годы существования школы как образовательного учреждения бережно хранились памятники исторического прошлого. В библиотеке школы сохранена библиотека Первой мужской классической гимназии. В 1999 году под руководством Слободских Раисы Ивановны в рекреации второго этажа была создана обзорная выставка, отражающая историю школы. Вскоре был образован музейный архив учителем истории, выпускником школы Александром Абрамовичем Чухманом.

Наш школьный музей постоянно пополняется. От случая к случаю ученики 321 школы приносят туда экспонаты, связанные с днями блокады. От игрушек до военных касок, от зубной пасты до корки хлеба, которая в те времена спасала многих жителей нашего города от голодной смерти. Наш музей необычен, для школы это не просто помещение, в котором можно узнать об истории нашего города, о том, что такое война и каково это - быть жертвой всемирного безумия.

Музей связан с историей великой отечественной войны и самих учеников, экспонаты, которые там стоят, являются собственностью ребят, учащихся в этой школе, они являются частью и их жизни тоже, истории их бабушек и дедушек.

Экспонаты и документы хранят много разных историй, воспоминаний, мыслей, чувств. Этим и отличается наш музей от других, так как мы не говорим о том, о чем говорят все, мы говорим о том, о чем говорят отдельные личности. Те, кто пережил страх, те, кто перехитрил смерть, те, кто подарил нам будущее, они все тут, в нашем музее, и их воспоминания всегда буду храниться как самый важный экспонат в истории школы, в истории всего города и самое главное в истории наших учеников.

Экспонаты музея

Вещи, которые говорят об истории.

Уголок петербуржца

Экспонаты, рассказывающие о быте, повседневной жизни блокадного времени. Что ели те ребята? Во что играли? Что же было им дорого?

Осколки войны

Корпуса зажигательных снарядов, ..... найденные и подаренные школе выпускниками - участниками поисковых отрядов.

Блокадная тетрадь.

Каково же было учиться, когда за окном слышен был гул снарядов? Об этом рассказывают записи методистов при посещении школы в военный период.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЫ

В рамках школьного научного Общества ученики занимаются описанием экспонатов и историей школы.

Записи посещений методистов

1941

Создание музея

2013

Лазарет при мужской гимназии.

1914

Память

В школе живет память об истории города, блокадных жителях и людях,
которые вкладывали свои силы в общую Победу.
Проходят встречи детей с ветеранами. Школьники читают свои стихи о блокаде, дарят рисунки.

Здравствуйте, меня зовут Даня. Я учусь в 3 "б". Я хотел вас поблагодарить за то, что защищали нашу Родину Россию и помогали ей восстановиться. И в заключение я бы хотел сказать, что вы - герои!
Ваш поклонник Даня.

Помни!
Как рушились жизни, теряясь в осколках
Забытого мира, боролись в огне…
Война подбиралась и скалилась волком
, Забрать всех хотела война та себе.
А люди, услышав по радио вести,
Узнали о страшной беде сентября.
Они не утратили смелости, чести,
Собой закрывали семью от огня.
Хоть было им страшно и было им горько,
Решили держаться назло всем врагам.
Металась волчица-война очень долго!
Читалась вся боль у людей по глазам.
Слова застывали, треща на морозе,
А люди твердили, живые едва:
«Друг друга и город в беде мы не бросим!
Мы одолеем волка-врага!!!
Бердникова Ирина, 10 "Б".

* * *
Вы уходили молодыми,
А дома ждали вас родные.
И с этой верой, что вас жду
т Вы бились, не жалея силы.
Все знали - в годы роковые,
Не все придут домой живые,
Не всех обнимут их родные!
И было трудно вам порой,
Смотреть на то, как нас бомбили.
Но вы сильнее немцев били,
И в этой битве победили!
И вот в последний день войны
Флаг красный взвился над Рейхстагом!
И был салют, и вы смогли
К родным, к себе домой вернуться!
И на пороге улыбнуться, и в слух сказать
: "Вернулся я, ну здравствуй, мать!"
Решеткина Дарья, 10 «Б»

Великая Отечественная война 1941-1945 - освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников. Именно в это время длилась блокада Ленинграда. Она длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Но даже в такое страшное время 321 школа была одной из тех школ, которые почти не прерывали занятий во время ленинградской блокады.

321 школа в годы блокады

Фильм был создан выпускницей школы Городневой Любовью Геннадьевной на основе экспонатов музея и блокадных фотографий.

Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна. Наша школа, разумеется, является частью этой страны, не потому что она стоит на одной из улиц города Ленинграда, а потому, что она связана с ней духом бесстрашия и надежды.

Ученики нашей школы не переставали учится, хоть за окном и были слышны взрыва бомб. Мы гордимся нашей школой, она сама, как памятник, как бесценный экспонат города Санкт-Петербург. Во время войны, она была не единственной рабочей школой в городе, но мы восхищаемся и гордимся только ею, ведь мы слышали ее историю, мы видели тех людей, которые учились в стенах этой школы в те страшные времена. Учится в этой школе, значит быть частью ее истории, истории всего города и страны.