Повышение
квалификации
и
дополнительное профессиональное образование
Общие определения и сведения (открыть/скрыть)
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение:«Повышение квалификации» – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) (открыть/скрыть)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
!!!! Посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Повышение квалификации - право и обязанность педагогического работника (открыть/скрыть)
Кто относится к педагогическим работникам?
К педагогическим работникам относятся работники, которые работают по трудовому договору и выполняют обязанности по обучению, воспитанию детей и организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 № 274-ФЗ). Должности педагогов перечислены в Номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства от 08.08.2013 №678.
Право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников ГБОУ СПб (открыть/скрыть)
Персонифицированная модель повышения квалификации – повышение квалификации работников ОУ, осуществляемое по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию.
Персонифицированная модель повышения квалификации - это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных траекторий обучения.
В Санкт-Петербурге продолжается реализация персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Принципы новой модели повышения квалификации
• выделение бюджетных средств на повышение квалификации осуществляется путём адресного финансирования образовательных потребностей конкретного работника образования, а не учреждения повышения квалификации в целом;
• создание условий для существования конкурентного рынка образовательных программ повышения квалификации, следовательно, ликвидация монополии региональных учреждений дополнительного педагогического профессионального образования на повышение квалификации работников образования;
• создание условий для возможности свободного выбора работником места повышения своей квалификации;
• оптимальное использование всех ресурсов города для реализации программ повышения квалификации работников образования: региональных учреждений повышения квалификации, педагогических и классических университетов, других образовательных учреждений и организаций.
Особенности реализации персонифицированной модели в Санкт-Петербурге:
- финансовые средства через администрации районов Санкт-Петербурга доводятся до образовательных учреждений для обучения конкретного педагогического работника;
- к реализации персонифицированной модели повышения квалификации привлекаются все образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности, в том числе учреждения высшего профессионального образования, негосударственные образовательные учреждения.
Этапы реализации персонифицированной модели повышения квалификации:
1. этап – проведение мониторинга и определение актуальных направлений и квот на повышение квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга;
2. этап – привлечение высших учебных заведений и других образовательных организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, к реализации персонифицированной модели повышения квалификации;
3. этап – определение состава Экспертной комиссии повышения квалификации;
4. этап – сбор заявок образовательных организаций на участие в реализации персонифицированной модели повышения квалификации, проведение экспертизы образовательных программ;
5. этап – сбор заявлений слушателей на программы повышения квалификации и проведение обучения;
6. этап – рефлексия (анкетирование педагогов и обучающих организаций).
Для реализации персонифицированной модели повышения квалификации используются финансовые средства бюджета Санкт-Петербурга.
В рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации реализуются образовательные программы повышения квалификации по следующим направлениям:
Содержание образования в предметных областях:
• Русский, литература
• История, обществознание
• Астрономия
• Педагогика дополнительного образования, организация летнего отдыха детей
• Начальные классы
• Психологическое сопровождение детей, здоровьесберегающие технологии, физкультура
• ИКТ для СОШ (очная форма обучения, дистанционная форма обучения)
• ИКТ для ДОУ (очная форма обучения, дистанционная форма обучения)
• Менеджемент
• Современные образовательные технологии
• Теория и методика ДОУ
• Менеджмент (стажировка ДОУ)
Алгоритм реализации программ повышения квалификации для педагогических работников в СПб (открыть/скрыть)
В рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации реализуются образовательные программы повышения квалификации по следующим направлениям:
• Русский, литература
• История, обществознание
• Астрономия
• Педагогика дополнительного образования, организация летнего отдыха детей
• Начальные классы
• Психологическое сопровождение детей, здоровьесберегающие технологии, физкультура
• ИКТ для СОШ (очная форма обучения, дистанционная форма обучения)
• ИКТ для ДОУ (очная форма обучения, дистанционная форма обучения)
• Менеджемент
• Современные образовательные технологии
• Теория и методика ДОУ
• Менеджмент (стажировка ДОУ)
Приём заявок от образовательных организаций на реализацию образовательных программ повышения квалификации и слушателей на обучение по программам повышения квалификации осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» (РЦОК Вознесенский, д. 34 А).
Подробная информация публикуется на сайте http://ppk.rcokoit.ru
Сроки основных этапов организации обучения педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга по персонифицированной модели повышения квалификации в 2019 году:
15.10.2018 -29.10.2018 - приём заявок от образовательных организаций (Исполнителей) на проведение экспертизы образовательных программ повышения квалификации для включения в реестр заказа Комитета по образованию (далее - реестр заказа);
29.10. 2018 -16.11. 2018 - работа Экспертной комиссии по допуску программ повышения квалификации, представленных образовательными организациями, к включению в реестр заказа;
11.12. 2018 – 18.01. 2019 - электронная регистрация слушателей на обучение по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа;
до 08.02. 2019 года - формирование групп обучающихся;
01.03. 2019 – 15.12. 2019 (по Санкт-Петербургу) - реализация образовательных программ повышения квалификации обучающими организациями (Исполнителями).
Алгоритм записи на курсы повышения квалификации (открыть/скрыть)
Как выбрать курсы
• Выберите курсы повышения квалификации на сайте организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования или иной организации, которая вправе заниматься повышением квалификации педагогов.
• Убедитесь, что программа курса соответствует профилю деятельности педагога.
• Проверьте содержание программы. Программа должна учитывать положения профессионального стандарта и квалификационные требования по должности, которые приведены в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 26.08.2010 № 761 н.
• Учиться на курсах повышения квалификации можно очно, очно-заочно и дистанционно. Выберите ту форму обучения, которая позволит получить новые знания и навыки и не помешает работе школы.
Для записи на курсы повышения квалификации Вам необходимо:
1. Выбрать интересующую Вас образовательную программу (перечень образовательных программ ИМЦ располагается на данной странице "Образование" этого раздела, либо на сайтах тех организаций, которые предлагают программы: АППО - Курсы повышения квалификации АППО , ЦОКОиИТ - набор проводится по мере поступления информации).
2. Убедиться, что предлагаемый режим обучения Вас устраивает.
3. Обратиться к ответственному за повышения квалификации Вашего ОУ.
4. Ответственный за повышение квалификации учреждения проводит электронную регистрацию Вашей заявки (ссылка Googl направлена письмом в каждое образовательное учреждение).
5. Ответственный за повышение квалификации учреждения формирует общую заявку от ОУ установленной формы (скачать образец заявки для ОУ, скачать образец заявки для ДОУ ) и предоставляет её в ГБУ ИМЦ Центрального района СПб в установленные сроки. О конкретных сроках подачи заявок ответственные за повышение квалификации в ОУ информируются по официальной электронной почте ОУ.
6. После завершения приёма заявок на курсы и их обработки ответственный получит от ГБУ ИМЦ письмо на официальную электронную почту ОУ со списком сотрудников, направленных на курсы повышения квалификации.
7. Все дальнейшие уточнения и индивидуальные вопросы, просьбы и проблемы решаются в личном порядке.
8. Для уточнения по поводу изменений сроков, места, времени обучения – необходимо обратиться в те организации, куда педагогические работники направлены на курсы.
По итогам комплектования групп на программы повышения квалификации Вам сообщат время и место проведения обучения.
Телефон для справок:
576-18-72, главный специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Киреева Ольга Владимировна.
Нормативно-правовые документы (открыть/скрыть)
1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2014 N 189-р «О порядке реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга»
2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №2748-р от 05.09.2017 «О реализации распоряжения Комитета по образованию от 29.01.2014 №189-р в 2018 году»
3. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3912-р от 18.12.2017 г.
“Об утверждении реестра заказа Комитета по образованию на программы квалификации руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга, на 2018 год»
4. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3471-р от 07.12.2018 г.
“Об утверждении реестра заказа Комитета по образованию на программы квалификации руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга, на 2019 год»
5. Положение о профессиональной подготовке и порядке повышения квалификации ГБОУ СОШ № 321.
Материалы сайтов:
• http://k-obr.spb.ru Комитет по образованию Санкт-Петербурга
• http://spbappo.ru СПб АППО
• https://de.herzen.edu.ru РГПУ им. А.И. Герцена
• http://imc.tumos.gov.spb.ru/ ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга
• http://mba78.com повышение квалификации, профессиональная переподготовка
Лица, ответственные за повышение квалификации педагогических и руководящих работников (открыть/скрыть)
ГБОУ школа № 321
– Капустина Людмила Юрьевна, заместитель директора по УВР
ГБОУ ИМЦ Центрального района
– Андреева Юлия Юрьевна, специалист по курсам повышения квалификации и сопровождению процесса реализации образовательных программ
Приемные дни: вторник-четверг с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00
Контактные данные: ИМЦ, каб. № 7
Телефон: 717-16-04
e-mail: and@center-edu.spb.ru
Повышение квалификации учителями школы 321 (открыть/скрыть)
В 2017-2018 уч.г. были использованы разные пути повышения квалификации педагогов школы:
- обучение в ВУЗе (вечернее или заочное) для тех учителей, у которых нет высшего педагогического образования
- курсы повышения квалификации всех видов в институте АППО, ИМЦ Центрального района, РЦОКе
- курсы повышения квалификации, творческие семинары и подобные мероприятия в районных методических центрах
- методические объединения
- проблемные творческие группы
- самообразование
- посещение и разбор уроков методистом данного предмета
- профессиональные конкурсы
Динамика, отражающая повышение квалификации педагогов школы:
Учебный год
годичные курсы на
базе АППО
краткосрочные
курсы на базе
АППО
летние курсы
курсы на базе ИМЦ
курсы на базе РЦОКО
курсы на базе др. учреждений
всего
2015 – 2016
4
3
-
5
13
2
27
2016-2017
3
2
-
2
1
6
14
2017-2018
5
2
1
7
1
22
38
План повышения квалификации педагогов на 2018-2020 г.г.
на 2018-2019 уч. год
на 2019-2020 уч. год
на 2020-2021
1.Афанасьева Н.П.
1.Балуевская А.Н.
1.Башович А.К.
2.Батаева О.Ю.
2.Воробьева Г.Г.
2.Брусникина С.П.
3.Дейкова Л.А.
3.Жумагалиева С.В.
3.Буровникова В.Ю.
4.Журавлев В.Н.
4.Иванова Л.М.
4.Букин А.Н.
5.Зинина К.А.
5.Иванова О.Н.
5.Дергачева Н.И.
6.Иванова Л.М.
6.Капустина Л.Ю.
6.Машковцев Д.В.
7.Киселева Е.А.
7.Вовненко Н.И.
7.Натяг Н.А.
8.Копосова С.В.
8.Лымарь С.А.
8.Розова О.Н.
9.Коробкова Т.В.
9.Пескова О.В.
9.Рыжкова Ю.М.
10.Косарева И.В.
10.Тарасевич М.Л.
10.Самукова Е.Г.
11.Кудряшова М.Г.
11.Сулимина Т.В.
12.Малышева А.В.
12.Схиртладзе Э.З.
13.Марыщена С.А.
13.Таисова Е.Н.
14.Никитина М.В.
14.Танкова О.А.
15.Осипенко А.М.
15.Тибанова А.Е.
16.Остапишенко Н.В.
16.Черновол С.Е.
17.Петрова К.И.
17.Шмигерина М.Г.
18.Писецкая О.А.
19.Самукова Е.Е.
20.Семенова Т.А.
21.Федько Г.В.
22.Школина В.В.