Музейно-педагогический комплекс
ГБОУ школы № 321 Центрального района Санкт-Петербурга

Добро пожаловать на сайт музейно-педагогического комплекса школы № 321 центрального района Санкт-Петербурга. Здесь Вы можете найти подробную информацию о работе, новостях, истории музейного комплекса и оставить нам сообщение.

 


 


О МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ


Руководитель
музея истории школы
Косарева
Ирина Владимировна

Методист музея
истории школы
кандидат педагогических наук
Дейкова
Людмила Александровна


В современных условиях каждая школа самостоятельна в выборе способов воспитания российского гражданина. Осознанная потребность нашей школы хранить двухвековое историческое наследие с одной стороны и необходимость расширения воспитательных горизонтов с другой, послужили основой для создания в школе музейно-педагогического комплекса как открытого образовательного пространства.

Основу предметной базы музейно-педагогического комплекса составляет сохранившаяся с середины XIX века уникальная коллекция художественной литературы, включающая в себя прижизненные издания Н.М. Карамзина, К.Н. Батюшкова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С.Лескова, В.Г. Короленко, редкие издания специальной учебной и учебно-методической литературы, а также наглядные учебные пособия по физике и биологии. Основу архивной базы музейно-педагогического комплекса составляет собрание документов и материалов, систематизированных Александром Абрамовичем Чухманом, выпускником школы № 321, учителем истории, кандидатом исторических наук.

Музей истории школы является главным звеном музейно-педагогического комплекса. В состав музея входит архивно-лекционный зал, зал для музейно-педагогических занятий, мемориальная зона кабинетов физики и биологии, исторические рекреации первого и второго этажей, зона истории домовой гимназической церкви Преображения Господня, музейно-исторический зал библиотеки, и экспозиционный зал истории развития школьных библиотек. В рекреациях школы также предусмотрено создание зон, посвященных знаменитым выпускникам и преподавателям учебного заведения.

Особенностью образовательной программы школы является учет музейного компонента содержания рабочих программ, программ внеурочной деятельности, применение музейно-образовательных технологий.

Особое место в работе музейно-педагогического комплекса отводится научно-исследовательской деятельности. Это и работа Школьного научного общества, и экспозиции, и фестивали,семинары, конкурсы различного уровня. В процессе научно-исследовательской работы обучающиеся овладевают приемами музейной деятельности, основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (археологии, этнографии, музееведения и т. д.). Кроме того обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности, учатся выбирать темы исследований, заниматься поиском и сбором источников, формулированием гипотез, их проверкой и оформлением выводов исследований.

Раздел музейно-педагогического комплекса «Дополнительное образование» включает в себя Музейный клуб «Взгляд в прошлое», Литературный клуб, Школу экскурсоводов.

Основными проектами в структуре музейно-педагогического комплекса являются "Литературное кафе", журнал "Неопытное перо", Школьное научное общество, "Книга" (создание книги о выпускнике Л.М. Чичагове совсестно с Митрополией Александро-Невской Лавры), проект "Великие выпускники. И.Я. Билибин". Реализация данных проектов отражает взаимодействие комплекса не только с обучающимися и педагогами, но и с сетевыми партнерами, и с социумом в целом. Сетевыми партнерами музейно-педагогического комплекса выступают также государственные музеи Санкт-Петербурга и других городов РФ (например музей И. Я. Билибина в Ивангороде), учреждения среднего и высшего образования, дополнительного образования.

Работа музейно-педагогического комплекса отвечает актуальным подходам и требованиям к организации образовательного пространства, формирует особую воспитательную среду, сочетает возможности аудиторных и внеаудиторных форм образования, создает условия для формирования многомерного представления ребёнка о себе, мире, своём месте и предназначении в нем.

 


СТРУКТУРА МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА



РАЗДЕЛЫ


ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ

  1. Архивно-лекционный зал
    . Включает в себя не только все архивы, сохраненные в школе с 1932 года, но и материалы, полученные Чухманом А. А. в центральных городских архивах. Зал организован в стилистике учительской XIX века, в нем собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и обучении в Благородном Пансионе и Первой Санкт-Петербургской гимназии.
  2. Зал для музейно-педагогических занятий,
    в котором собраны экспонаты, относящиеся к работе образовательного учреждения в советский период.
  3. Рекреация второго этажа №1.
    Обзорная фотовыставка, посвященная истории школы.
  4. Рекреация второго этажа №2.
    Тематические стенды с информацией об истории Благородного Пансиона, его знаменитых преподавателях и выпускниках.
  5. Мемориальная зона кабинета физики
    позволяет увидеть расположение учебных помещений и мебель физической лаборатории.
  6. Мемориальная зона кабинета биологии
    демонстрирует некоторые учебные пособия  и оборудование конца XIX начала XX века.
  7. Мемориальная зона домовой церкви гимназии Преображения Господня
    позволяет увидеть фрески стенной росписи первой половины XIX века в кабинете № 5, роспись купольной части с фреской «Видение отроку Варфоломею» , стенды, рассказывающие об истории строительства, украшения и служения в храме.
  8. Рекреация первого этажа №1, посвященная творчеству Ивана Яковлевича Билибина,
    выпускника Первой Санкт-Петербургской гимназии. (В разработке).
  9. Рекреация первого этажа №2 .
    Зимний сад как символ деятельности выпускников-ботаников. (В разработке).
  10. Библиотека Первой Санкт-Петербургской Гимназии.
  11. Исторический архитектурный комплекс.
    Здание школы было построено в первой половине XIX века по проекту Н. Л. Бенуа и предназначалось для обучения детей потомственных дворян и купцов I гильдии. Здание школы включено в Реестр вновь выявленных объектов культурного наследия и находится под охраной государства.

Модель реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса



1. Информация об инновационном продукте

  1. Наименование инновационного продукта – Модель реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса.
    Автор – Дейкова Людмила Александровна, канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе.
    Форма инновационного продукта – Модель.
    Тематика инновационного продукта – Развитие общего образования.

    2. Описание инновационного продукта:

  2. Ключевые положения
    Внешнее социальное партнерство основано на принципах организации социального капитала, под которым исследователи (например, П. Бурдьё) понимают социальные связи, выступающие ресурсом получения выгод. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования давно никем не оспаривается. Под социальным партнерством мы понимаем специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии школы и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимоподдержки, взаимоответственности.
    Система социального партнерства обеспечивает как поступательное развитие самого образовательного учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея — взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.
    К характеристикам социального партнерства можно отнести следующие:
    - обеспечивает стратегический характер развития образовательного учреждения;
    - служит инновационным механизмом развития современной системы школьного образования;
    - является фактором повышения качества школьного образования.
    Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. Именно с этих позиций оно трактуется и Трудовым кодексом РФ: «Социальное партнерство предусматривает построение системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, их направленность на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [Трудовой кодекс (ТК РФ). Часть 2. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда. Ст. 23 – 55].
    В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется «совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности». В этой логике социальное партнерство – это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий.
    Расширенная трактовка этого понятия согласуется с определением, принятым Конференцией ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1993 г., где «социальное партнерство – продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности».
    Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как:
    особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. — М., 2001];
    особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008].
    По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать. как:
    партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
    партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. - М.; СПб.: Югорск, 2003].
    Последние исследования, проведенные ОЭСР, Всемирным банком, Европейским центром профессиональной подготовки и Европейским Фондом Образования, подтверждают ведущую роль профессиональной ориентации в реализации трех главных направлений государственной политики, связанных с: реализацией целей непрерывного образования, основанного на научных знаниях и инновациях в условиях экономической глобализации: предоставление необходимых знаний и навыков для соответствия требованиям общества и обеспечение взаимосвязи между образованием, профессиональной подготовкой и миром труда;
    развитием рынка труда: сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, решение проблемы безработицы и обеспечение мобильности рабочей силы.
    воплощением в жизнь идей социального равенства и активного участия в общественной жизни: реинтеграция социально уязвимых групп населения в сферу образования, профессиональной подготовки и трудовой занятости.
    В Модели реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса (см. Схему 1) представлены социальные партнеры, формы взаимодействия социальных партнеров и ОУ на базе музейно-педагогического комплекса, а также варианты проектной деятельности на базе музейно-педагогического комплекса, реализуемой совместно с социальными партнерами.
    Социальными партнерами ОУ могут выступают:
    - средства массовой информации;
    - учреждения культуры;
    - религиозные организации;
    - образовательные учреждения;
    - общественные организации.
    В зависимости от социального партнера выстраиваются разные формы взаимодействия с ОУ. Так, при реализации социального партнерства со СМИ формами взаимодействия являются следующие: консультации, обмен опытом, мастер-классы специалистов, творческие объединения. В данном случае проектная деятельность на базе музейно-педагогического комплекса выражается в таких проектах, как «Школьное телевидение» или «Школьный журнал». Социальное партнерство с учреждениями культуры реализуется в таких формах взаимодействия, как экскурсии, выставки, кроссинг экспонатов музеев и музейного оборудования, а также обмен опытом. При этом осуществляется организация и проведение проектов «Музейные чтения», «Школьный театр», «Музей истории школы».
    Реализация социального партнерства с религиозными организациями принимает формы религиозно-просветительских и воспитательных мероприятий, дискуссий, благотворительных фондов. С данными социальными партнерами реализуются такие проекты, как «Уроки духовности», «Нравственные ориентиры в современном мире».
    Социальное партнерство с образовательными учреждениями, в частности с высшими и средними специальными учебными заведениями, выражается в формах семинаров, практикумов, обмена опытом, профориентационной работы, тренингов, фестивалей наук, а также обмена педагогическими кадрами и создания исследовательских центров. Проекты с данными социальными партнерами следующие: «Традиции» («День гимназиста», «День пионерии» и др.), «Гостевые уроки», «Университетские субботы».
    Общественные организации также выступают в качестве социальных партнеров ОУ, обуславливая такие формы взаимодействия, как методическая работа, военно-патриотическое воспитание, различные клубы и акции. Проектами в этом случае являются «Свою историю пишем сами» (книга о школе), «Школьный штаб Бессмертного полка».
    Таким образом, обучающиеся имеют возможность не только расширить свои знания в определенной области, в конкретном предмете, но и получить представление о том, как применить эти знания в жизни, какое практическое применение имеет тот или иной школьный предмет. Ключевые компетенции обучающихся конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:
     Ценностно-смысловая компетенция.
     Общекультурная компетенция.
     Учебно-познавательная компетенция.
     Информационная компетенция.
     Коммуникативная компетенция.
     Социально-трудовая компетенция.
    Общепредметныекомпетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Предметные компетенцииявляются частными по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.Согласно ФГОС, формирование и развитие ключевых компетенций является приоритетной задачей школьного образования на современном этапе. Предлагаемая модель будет способствовать развитию данных компетенций обучающихся.

    ГЛОССАРИЙ

  3. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.
    ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ - особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения. ГОУО может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм ГОУО.
    ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п.14 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
    КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
    КОМПЕТЕНЦИЯ – личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ - компетенция воплощает идеи воспитания человека, с одной стороны, социального, то есть способного занять свое место в обществе (социально самоопределиться), с другой стороны, - культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. «Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей, культурных ценностей, субъект творческой активности.
    НЕЛИНЕЙНОЕ РАСПИСАНИЕ - подвижное расписание (меняется не реже, чем раз в месяц или недели чередуются) благодаря которому для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия, как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов, позволяющее педагогам разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы.
    ПАРТНЕРСТВО – это отношения, возникающие между частным, государственным и общественным секторами, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг, основанные на добровольном соглашении о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе и вкладывать необходимые определенные ресурсы для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. Партнерский подход создает новые возможности для общественного развития за счет лучшего понимания условий деятельности и возможностей каждого сектора, а также поиска новых путей их применения в целях достижения общего блага. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнёрства акциях. Социальное партнёрство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. Это также процесс согласования интересов с целью создания единого социокультурного пространства, в котором взаимодействуют и функционируют различные субъекты партнерства, согласные, несмотря на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы и взаимные договоренности. Реализация политики социального партнерства связана с участием общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений и не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений.
    СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - это педагогически сформированный образ жизни обучающихся, создаваемый с привлечением ресурсов социальных партнеров. СОЦИОКУЛЬУТРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – это качество личности, выражающее «социальный интерес» человека (А. Адлер), ориентации на будущие жизненные перспективы (Е.И. Головаха); это процесс раскрытия резервов личности, ее творческого начала, уникальности и неповторимости (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс); это способность «выходить за рамки самого себя, находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» (В. Франкл). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования.
    ШКОЛА-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР – это центр развития социальной и культурной жизни территории, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через работу: образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных объединений школы и социальных партнеров на основе деятельностного подхода развития личности в рамках непрерывного образования.
    Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому инновационному продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым инновационным продуктом, выводы (с указанием отличий инновационного продукта от аналогов).
    Аналоговый анализ создаваемых моделей реализации социального партнерства проводится по нескольким линиям исследования:
    - по линии анализа Программ и Стратегий развития основного общего образования в образовательных организациях;
    - по линии научно-методических обоснований (научных исследований) механизмов повышения качества педагогических условий для достижения учащимся основной общеобразовательной школы планируемых образовательных результатов на основе социального и сетевого партнерства;
    1. Анализ Стратегий и Программ развития показал, что стратегии развития образовательных организаций, исследовательские программы, инновационные проекты и практический опыт в вопросе педагогических условий для достижения учащимся основной общеобразовательной школы планируемых образовательных результатов связываются с развитием социального партнерства как одного из механизмов повышения качества подготовки специалистов и становлением новых организационных структур, создающих возможности для интеграции ресурсов среди которых Комплексы, Консорциумы, кластерный принцип обеспечения системы непрерывности профессионального образования (Школа-Колледж-Вуз) и т.п.
    К примеру, в Модели социального партнерства МБОУ СОШ № 11 г. Пенза стратегической задачей ОУ является подготовка «конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире». Важным аналогом для функционирования модели реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса является «Модель индивидуального образовательного маршрута на основе интеграции элективных курсов, социального партнерства и дополнительного образования» ГБОУ лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга
    2. Аналоговый анализ по линии научно-методических обоснований (научных исследований) механизмов повышения качества педагогических условий для достижения учащимся основной общеобразовательной школы планируемых образовательных результатов на основе социального и сетевого партнерства показал, что имеется достаточно исследований, посвященных расширению ресурса образования за счет сетевого партнерства. Среди таких исследований материалы исследования проблем «Социального партнерства в сфере профессионального образования Финляндии» (Олейникова О.Н., д.пед.н., директор центра изучения проблем профессионального образования), материалы научных исследований о компетентностном подходе в образовании, среди которых:Зимняя H.A. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. Аналитическое исследование позволило на основе анализа существующих моделей социального и сетевого партнерства, а также принимая во внимание уникальную структуру музейно-педагогического комплекса школы, выделить наиболее эффективные формы и проекты социального взаимодействия.
    Обоснование значимости инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Центрального района Санкт-Петербурга в соответствии с целями выбранного раздела Программы.
    Ведущими нормативными основаниями для поиска эффективных моделей социального партнерства в образовании являются:
    - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".
    - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года», в котором стратегическое направление «Развитие человеческого капитала» является одним из приоритетных направлений социально-экономического и социокультурного развития.
    - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы". Одной из задач Программы является задача создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. - Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 г. № 32-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)» изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов» (в части касающейся повышения качества основного общего профессионального образования).
    Обоснование актуальности результатов использования инновационного продукта для развития системы образования Центрального района Санкт-Петербурга (образовательных, педагогических, социальных, экономических и др.).
    Использование результатов внедрения инновационного продукта в школах Центрального района, обладающих историко-культурным потенциалом, обеспечит создание педагогических условий для достижения учащимся основной общеобразовательной школы планируемых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) посредством привлечения социальных партнеров для расширения рамок образовательного процесса на базе музея/музейно-педагогического комплекса ОУ.
    Обоснование готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования Центрального района Санкт-Петербурга
    Модель реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса представляет собой методический продукт высокой степени готовности, так как предлагает большую степеньдетализации выстраиваемой полиинституциональной модели управления качеством общего образования, в рамках которой могут выстраиваться отношения социального партнерства в любой образовательной организации, включая организации общего и дополнительного образования.
    Обоснование рисков внедрения инновационного продукта в системе образования Центрального района Санкт-Петербурга.
    К числу рисков использования Модели реализации социального партнерства на базе музейно-педагогического комплекса относятся:
    - Проблема недостаточной квалификации педагогов школы в направлении реализации социального партнерства.
    Преодоление противоречия видится в организации консультаций, курсов повышения квалификации по ключевым компетенциям работы в системе социального партнерства.
    - Проблема инертности обучаемых и родителей в реализации Модели в силу загруженности обучающихся.
    Преодоление противоречия лежит в координации и оптимизации урочной, внеурочной деятельности обучающихся и деятельности ОДОД для реализации проектов в рамках социального партнерства, а также создание системы поощрений обучающихся и родителей.
    - Проблема отсутствия современного оборудования в музее/музейно-педагогическом комплексе ОУ.
    Преодоление противоречия видится в привлечении необходимых ресурсов для создания мультимедийного интерактивного образовательного пространства.

СОВЕТ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ


1.Косарева Ирина Владимировна – руководитель музея истории школы
2. Дейкова Людмила Александровна - методист музея истории школы
3.Костина Нелли Иосифовна - учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
4.Пескова Ольга Васильевна - учитель математики
5.Емелина Елена Владимировна - учитель начальных классов
6.Марыщена Светлана Александровна - учитель технологии и информатики
7.Прокофьев Никита (10 кл)
8.Зелёная Дарья (11б кл)
9.Скуратов Борис (10 кл)
10.Заславский Герман (10 кл)
11.Полищук Мария (10кл)
12.Колесова Юля (11 а кл)


История школы в творческих работах учеников


Научно-исследовательская работа музейно-педагогического комплекса затрагивает три периода развития образовательного учреждения, созданного по решению императора Александра I: Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете, Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия и советская школа. Члены Школьного научного общества и музейного клуба, а так же все желающие учащиеся разрабатывают исследовательские проекты по истории школы, которые затем защищают во время дней Науки, ежегодно проводимых в школе, а так же на конференциях и семинарах различного уровня.
ПОДРОБНЕЕ...

Познакомиться с работами Вы сможете, нажав на картинку.

 

 


АНОНСЫ

"Не бросайте, люди, кукол..."
Апрель 2016

В музее истории школы открылась временная выставка "Не бросайте, люди, кукол...", которая переносит нас в прекрасный мир детства и народных промыслов. На выставке представлены самодельные куклы, выполненные в различных стилях и техниках. В рамках выставки запланирован мастер-класс Марыщеной С. А. По изготовлению кукол.


Выставка
"История одной фотографии"

В Музее истории школы открылась выставка одного экспоната - оригинальной фотографии выпуска Первой Санкт-Петербургской Гимназии 1916 года.

Скоро фото отметит 100-летний юбилей .

Приходите, чтобы познакомиться с историей фотографии , фотографического дела, а также с выпускниками гимназии 1916 года.


  • Зал для музейно-педагогических занятий, в котором собраны экспонаты, относящиеся к работе образовательного учреждения в советский период.

  • Виртуальная выставка одного экспоната.


    В разделе "Выставка одного экспоната" вы сможете познакомиться с историей необычных экспонатов Музея истории школы.


    Женские образы школы № 321…

    В силу исторических и социальных причин основу учительствования заложили мужчины. Однако в современном образовании учитель - это чаще женщина. Наша подборка зарисовок посвящена женщинам-учителям, работавшим в нашей школе в разные периоды ее существования.

    1. Софья Георгиевна Баженова (Скрыть\открыть текст). Воспоминания Владимира Цыпина, выпускника школы 1950года: « Учительница ботаники, зоологии и основ дарвинизма Софья Баженова настолько увлекла меня своими предметами, что я начал ездить на станцию юных натуралистов долго, долго на трамвае и одно время думал, что моей специальностью будет биология. Она была очень знающим учителем, умевшим увлечь учеников своим предметом. Увлекла она и Фридриха Каминского, который одно время посещал школу юннатов при Ленинградском дворце пионеров Она долгие годы была классным руководителем класса, в котором учился Фридрих. Он тепло вспоминает о своём учителе. «В 1950 году она стала классным руководителем ещё одного, пятого класса. Этот класс был сформирован целиком из мальчишек – хулиганов одного детского дома. Эти мальчишки на школьных переменах не давали никому прохода, особенно на своём этаже. Ни один из учителей школы не соглашался стать классным руководителем этого класса хулиганов. Только София Георгиевна согласилась, рассчитывая на помощь своего старшего класса, считавшегося лучшим в школе, в воспитании этих «сорви-голов». Ребята 9-го класса поочерёдно дежурили на переменках у класса своих подшефных. Дежурили обязательно вдвоём и стояли спина к спине, иначе сорванцы могли оплевать их спины или обмазать их чернилами или краской. Когда терпение старшеклассников лопнуло, они стали жёстко наказывать злостных хулиганов. Они затаскивали их на переменах в свой класс и подвергали их наказанием, самым лёгким из которых была «прогулка на белом экспрессе». Пацана хватали за руки и ноги и спиной протаскивали по классной доске, на которой жирно были нарисованы белые рельсы. Своих подшефных ребята несколько утихомирили, но всё же к новому учебному году этот класс расформировали и мальчишек распределили по нескольким шестым классам. Так с ними легче стало справляться. А Софье Георгиевне было жаль ее сорванцов…».
    2. Анна Александровна Бари (Скрыть\открыть текст). Анна Александровна Бари работала в школе № 321 с 1944 года. Ее по праву называли «Учитель учителей» - Анна Александровна пользовалась уважением у всего коллектива. За свою исключительно плодотворную деятельность она была награждена знаком «Отличник народного образования», орденом «Знак почета», почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, а также медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Воспоминания Владимира Цыпина, выпускника школы 1950года: « После возвращения в марте 1944 года из эвакуации в Ленинград я сразу же пошёл устраиваться в школу. Именно сам пошёл, без родителей и бабушки. Было мне тогда двенадцать с половиной лет. Я пишу об этом потому, что не могу себе представить своего сына и внуков тогда в СССР или сейчас в Израиле, определяющихся самостоятельно в учебное заведение. Помню, соседи мне сказали, что ближайшая школа находится за углом, на улице Ивановской, недалеко от нашего дома. Я вышел из дома и пошёл разыскивать Ивановскую. Долго искал, пока мне не подсказали прохожие, что я стою на этой улице. Оказывается, улица Социалистическая, на которой находились и наш дом и школа, когда-то называлась Ивановской, но новое название, обозначенное на табличках, никак не прививалось. Так я попал в школу № 321 тогда ещё Фрунзенского района, которую и окончил в 1950 году. Всю жизнь я гордился, что учился именно в этой школе, бывшей когда-то Первой петербургской гимназией. Тогда же, в 1944 году я не знал ничего ни об истории школы, ни об её традициях. Просто она была ближайшей к моему дому. В школе меня встретила завуч младших классов Анна Александровна Бари, которая меня и определила в 4-а класс. На следующий день утром я уже пошёл на занятия…»
    3. Марфа Дмитриевна Ивашинцева (Скрыть\открыть текст). Воспоминания Владимира Цыпина, выпускника школы 1950года: … Самым легендарным преподавателем в школе была учительница математики Марфа Дмитриевна Ивашинцева. В десятом классе она была и нашим классным руководителем. Вот, она-то, говорят, и преподавала с дореволюционных времён. Знала она свой предмет блестяще и владела отточенной до совершенства методикой его преподавания. Тот, кто внимательно её слушал и записывал преподносимый материал, ощущал последовательность изложения и логику её выводов. И поэтому математика в её классах сравнительно легко усваивалась учениками. Математику любили и несколько человек из нашего класса закончили математический факультет Ленинградского университета, а двое стали известными математиками, докторами физико-математических наук и профессорами. Зиновий Либерман вспоминал: «Марфа Дмитриевна Ивашинцева была еще одним неформальным лидером учительского коллектива. Она и Макарий Георгиевич (Баранов) формировали психологический климат в школе. Марфа Дмитриевна была старше остальных учителей, но авторитет ее объяснялся не только этим. Она, видимо, начала учительствовать еще в гимназии и была носителем каких-то важных, хотя, и не сформулированных словесно традиций. Да и сама ее фамилия кое-что говорит: семейство Ивашинцевых в России было известно. Она, по-моему, всегда была одинаково одета: юбка, пиджак (часто посыпанные мелом), галстук – другой я ее не помню; седеющие, коротко и просто подстриженные волосы. Без какой-то нарочитости она прямо и ровно держалась. За глаза в школе и в моей семье ее звали Марфа и чтили..» Марфа Дмитриевна начала преподавать математику по окончании физико-математического отделения Бестужевских курсов. О своем выборе математики она говорила: «Таких дур было мало. Из 7000 выпускниц курсов за все время только 2500 захотели напрягать головку тригонометрией и прочей абракадаброй». Ей было 23 года, когда она пришла в гимназию неподалеку от Загородного проспекта. Гимназия стала школой, и Марфа Дмитриевна проработала там 55 лет. Жила она одна и занимала малюсенькую комнату в большой коммунальной квартире, когда-то полностью принадлежавшей ее семье. Вышитая Марфой голова прелестного мальчика висела на стене в рамке. Рядом с ней – вид ночного Парижа. В нем Марфа Дмитриевна бывала в детстве и прожила два раза по полгода, слушая дополнительно лекции сначала по алгебре, потом – по геометрии. На Бестужевских курсах был предметный метод обучения, и прерывать занятия было не только возможно, но и порой целесообразно. Для окончания курсов нужно было сдать определенный минимум экзаменов. Поэтому девочки планировали занятия сами. Если они готовились к экзамену, то могли отправиться слушать какое-нибудь европейское светило именно по изучаемому предмету. Так, из Парижа Марфа Дмитриевна со своей подружкой Анютой умчались в Геттинген По словам Марфы Дмитриевны, покинуть Париж ради лекций Гильберта могли только две полнейших идиотки, каковыми в 20 лет были они с Анютой. Аня потом долгие годы преподавала математику в провинции и написала собственные учебник и задачник. Она была замечательным, выдающимся педагогом, блестяще преподавала математику и была очень требовательна. Послевоенные мальчишки, которым трудно было учиться, благодаря ей отличались глубокими знаниями основ математики при поступлении и учёбе в высших учебных заведениях страны. Марфу Дмитриевну в школе помнят и чтят. В 1986 году выпускники нашей школы разных лет, более 200 её бывших учеников собрались вместе, чтобы отметить столетие выдающегося педагога, которая сумела привить детям многих поколений любовь к знаниям.

    НОВОСТИ


    Соотрудничество с музеем И. Я. Билибина в Ивангороде
    Август, 2015

    10 августа 2015 года заведующая школьным музеем Косарева И.В. посетила музей И.Я. Билибина в Ивангороде. Сотрудники музея и его директор Миронова И.Н. показали экспозиции музея. Ирина Николаевна рассказала, что бывала около школы №321 и фотографировала ее, собирая материалы о детских годах художника.В беседе была достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве

    Больше новостей

    Copyright © ГБОУ школа № 321 Центрального района Санкт-Петербург